Тихвинский приход в КазаниСетевой этнокультурный проект кряшенского народаПричастие
на главную о проекте ccылки rus kryash tat eng

Новости
Аналитика
Актуальные темы
СМИ о кряшенах
Современное положение кряшен
Духовная история и культура
Музыкальная культура и фольклор
Этнография
Перепись 2002
Правовой ликбез
Электронные конференции
Библиотека
Галереи
Газета 'Туганайлар'
'Кряшен Сюзе'
Книжная лавка
Издательство 'КряшИздат'
Ссылки


КРЯШЕНКУ ВСТРЕЧАЛИ ПО ОДЕЖКЕ:

Народная одежда - результат сложного и длительного исторического процесса. Она формировалась под влиянием различных факторов: социально-экономического развития, исторических причин, природно-географических условий, этнических традиций, религии, этнокультурных связей с другими, прежде всего, с соседними народами. Однако у кряшен этот процесс шел медленно. Вплоть до 30-х годов ХХ в. в быту кряшен значительную роль продолжало играть домашнее ткачество с целью изготовления тканей для пошива одежды. Это следует объяснять не столько низкой покупательной способностью населения, сколько его приверженностью к традициям, в частности, к древнему покрою (стилю) одежды.

'Береги и цени то время, что в колпаке ходишь', - говорили раньше. И вправду, период девичества был очень недолог. Кряшены спешили скорее отдавать замуж семнадцати - восемнадцатилетних девушек, ежели сватался достойный молодец. После венчания, перед тем как войти в дом мужа, попечитель молодоженов (кыяматлык) повязывал снявшей с себя девичий колпак молодой невестке женский головной убор. Завязывание головного убора у кряшенок было сложным, многоэтапным процессом. Бесспорно, что эта традиция идет издревле, еще со времен язычества, и считать это влиянием религии было бы неверно. Головной убор представляет собой целый комплекс. Он включает в себя 'м?л?нчек' (чепец, волосник), '?илк?лек' ('наушники'), который также называли 'чиг?ч?' или 'я?ак', 'с?р?к?' (покрывало), платки ('ак яулык', 'т?г?р?к яулык', женский платок, шаль с бахромой).

Сначала волосы молодой невестки заплетали в две косы и закрепляли на затылке. На голову надевался волосник (м?л?нчек) - специальный тканевый колпак, который женщина не снимала даже во время сна.

У кряшен есть три вида волосника. У елабужских кряшен он с 'калак' - приставкой-налобником, который приходится прямо на затылочную часть головы. У чистопольских кряшен 'калак' волосника находился в налобной части. Третий вид - без 'калак', но у самого волосника налобная часть прямоугольная и жесткая. Для жесткости использовали толстую кору березы. Налобники нужны, для поддержания и закрепления на голове 'с?р?к?' - специального прямоугольного головного платка.

Если дома в повседневной жизни поверх волосника повязывали платок, то выходя на люди, в праздничные дни обязательно надевали с?р?к?. Существуют головные уборы, немного схожие с кряшенским с?р?к? - 'сорока' у русских и 'сарака' у марийцев. Кто у кого заимствовал - точно никто сказать не может, потому что они, как ни крути, разнятся друг с другом. С?р?к? у кряшен отличается своим узором, и носят ее только замужние женщины. Она не является самостоятельным головным убором, а только его составной частью. Перед тем как одеть с?р?к?, поверх волосника завязывали '?илк?лек' (наушник) с монетами. Он тоже имеет разные названия, отдельно не использовался и в разных местах отличался по форме. Налобная часть с?р?к? вышивалась специальными серебряными нитками 'ука'. Такая вышивка не встречается ни у кого из народов, населяющих Поволжье. По рассказам моей бабушки, мастеров, вышивающих с?р?к?, были единицы и они работали на заказ. У с?р?к? есть два 'крыла', которые закрывают уши. Обычно их украшали купленными на базаре 'ука-позументом'. Часть с?р?к?, которая называлась 'койрык' ('хвост') покрывала голову и свисала до середины спины. 'Хвост' чаще всего украшали разноцветными лентами или собирали из пестрых лоскутков. По словам информаторов, это, якобы, был своего рода способ защиты от сглаза.

Молодая невестка впервые входила в дом мужа надев 'т?г?р?к яулык' (обрядовое покрывало). Предназначенный только для молодой невестки, отсутствующий у других народов этот загадочный головной убор заслуживает отдельной статьи. До рождения первого ребенка невестка должна была появляться на людях и на праздниках только укрывшись этим обрядовым покрывалом. Через год женщина, сняв покрывало невестки, могла повязать поверх с?р?к? платок. Кряшенки особенно любили платки с бахромой и кистями.

Пожилые кряшенки повязывали на голову длинную белую ткань, похожую на полотенце, которая называлась 'ак яулык' - белый платок. Белый платок сейчас можно увидеть лишь в музеях. А с?р?к? носили двух типов. Если первое было в виде прямоугольника, то второе - в форме полусолнца. Именно такие носили кряшенки Елабуги и Мамадыша. У этого с?р?к? нет 'крыльев', а хвост называли 'чукол' или 'баш яулыгы' (головной платок). Такие с?р?к? надевали только на свадьбу, а в остальное время носили только сам головной платок - чукол. На праздники поверх чукола надевали налобную повязку с бахромой - 'ма?гай укасы', а те, что богаче и постарше - расшитую в несколько рядов монетами украшение - 'ма?гай т?нк?се'.

Если головные уборы отличались своей принадлежностью по статусам, то в верхней одеждеы особой разницы не было. Платья-фартуки шились по схожему крою. Женщины носили разнообразные '?ил?н' - джиляны. Молодая невестка дома должна была носить тонкий джилян без рукавов, а поверх него - повязывать фартук. Для холодного времени года шили теплые джиляны с рукавами. Повседневным украшением служило 'т?нк?ле муен?ака' ('тамакса') - шейное украшение из монет, а по большим праздникам женщины надевали большие нагрудники, украшенные монетами ('т?нк?ле т?шлек') и перевязь ('д?в?т', 'муйтымар').

В люди надевали высокие кожаные сапоги, изготовленные на заказ. Зимней обувью служили валенки.

До начала ХХ века кряшенская традиционная одежда сохранила свои древние формы, соблюдались последовательность и порядок одевания. По одежде можно было судить о статусе женщины. Хотелось бы, чтобы эти традиции имели продолжения и воплощались сегодня хотя бы в сценических костюмах.

В. МАКСИМОВА

01.04.2011
 

НАВЕРХ


© Сетевой этнокультурный проект kryashen.ru, 2002.
Создание и поддержка - НКЦ кряшен г.Казани и Республики Татарстан.
Идея - Александра Журавского. Дизайн - Ольги Святкиной.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на kryashen.ru обязательна.
Вопросы, предложения, замечания и отзывы: