Тихвинский приход в КазаниСетевой этнокультурный проект кряшенского народаПричастие
на главную о проекте ccылки rus kryash tat eng

Новости
Аналитика
Актуальные темы
СМИ о кряшенах
Современное положение кряшен
Духовная история и культура
Музыкальная культура и фольклор
Этнография
Перепись 2002
Правовой ликбез
Электронные конференции
Библиотека
Галереи
Газета 'Туганайлар'
'Кряшен Сюзе'
Книжная лавка
Издательство 'КряшИздат'
Ссылки


Кряшены

Под именем кряшен известно тюркское племя, принявшее крещение при Иоанне Грозном в половине 16 века и назвавшее себя так в отличие от татар, именующих себя "мосольман" (мусульмане). Кряшены живут в губерниях: Вятской (Глазов., Елаб., Малм., Сарап. уезды), Казанской (Казан., Козмод., Лаишев., Мамад., Свияж., Спасск., Тетюш., Царевококш., Цивил., Чистоп. у.), Нижегородской (Васильев., Сергач. у.), Оренбургской- (Верхнеуральск., Оренб., Троиц, и Челябин. у.), Пензенской (Городищен., Инсар, Керен., Краснослобод., Саран. и Чембар. у.), Пермской (Верхотур., Екатерин., Красноуф., Кунгур., Осин., Охан., Перм., Соликам. у.), Самарской (Бугульм., Бугурусл., Бузулук., Николаев., Новоуз., Самар., Ставроп. у.), Саратовской (Аткар., Вольск., Кузнец., Петров., Сарат., Хвалын. у.), Сибирской (Алатыр., Корсун., Курмыш., Сенгилеев., Симб. у.), Тамбовской (Козлов., Моршан., Тамб., Темников. у.), Тобольской (Тарский., Тобол., Тюмен. у.), Томской (Бийский., Кузнец,,. Мариин. у.), Уфимской (Белебеев., Бирск., Мензел., Стерлитам. у.), Енисейской (Ачин., Краснояр., Минусин. у.), в Акмолин. области (Акмол., Кокчетав., Омск., Петропавл. у.), частью в Семипалатин. Семиреч. и Тургайской области.

Наибольшее количество их имеется в губ. Казан., Уфим. и Оренб. В остальных местах от I-й до 30 тыс. обоего пола. Общее количество кряшен в настоящее время-около 170 тыс. об. пола. Кряшены подразделяются на чисто православных, двоеверов и татарсымаков. Первых большинство. Ко 2-м относятся 1/5 общего количества. Столько же и татарсымаков, т. е. склонных к отпадению в ислам.

В языковом отношении чистые кряшен более сохранили тюркский характер речи, чем две остальные группы. Татарсымаки во многих отношениях напоминают татар-мусульман, оставивших чисто тюркскую речь и склонных заменять ее так называемым татарским-интеллигентским наречием.

В обшей исторической жизни Поволжья кряшены выступали совместно с другими народностями под названием "новокрещены".

В конце 18 века они иногда называются старокрещенными в отличие от татар, получивших крещение в 18 в. и потому носивших название новокрещенных. В начале 19 в. это различие делается все чаще и чаще. К половине 19 ст. окончательно упрочивается название "старокрешенных" за тюрками, крещенными в 16 в. и "новокрещенных" за лицами крестившимися в последующие времена.

История "кряшен"до 16 в. сливается с историей других татар с 16 в. сведения о кряшен следует черпать в данных о "новокрещенных"и о "татарах".

Ниже приводятся только, те документы, которые относятся исключительно к кряшен. Прочие же документы приведены в отделе, "татары".

В 1552 г. многие татары наряду с другими народностями приняли крещение. Степенные книги, стр. 267.

В 16 в. монастырям вменяется в обязанность учить детей новокрещенных. "Туне есть", писал Иоанн Грозный Архиепископу Казанскому Гурию, "чернцев ангелом подобным именовати: несть бо им сравнения, ни подобия никоего же, а подобитися апостолом, их же Господь наш Iисусъ Христосъ посла учити и крестити люди неверующие".

Продолжение Древней Российской Вивлиоjики, т. V, стр. 241-244.

Русское влияние в местах, населенных крященами, было обеспечено русской колонизацией.

Список с писцовых книг по г. Казани с уездом, Казань. 1877 стр. 76-77. Кряшенские дети учились в Казанской Спасо-Преображенской школе.

Заволжский муравей, 1832 г., # 2, стр. 90.

В 1593 г. велено переписать всех новокрещенных поименно.

В отношении их проектируются следующие меры: I) поселение среда русских, 2) устройство новокрещенских приходов, 3) браки с русскими.

Акты археогр. экспед. т. I, # 358, стр. 435-439.

В XVII в. кряшены принимают участие в войнах; в актах они называются, "новокрешены".

Арцыбашев. Повествование о России т. II/4. Стр. 253, 254, 380.

Книги разрядные т. I. Стр. 213, 374, 450,605, 624, 746, 747, 783, 786, 787, 1134, 1143, 1149, 1239, 1251, 1252, 1254, 1356- 1360, 1364-1366; II. 21, 23, 54, 90, 91, 117, 118, 150, 156, 204, 216, 220, 222, 255, 288, 291, 293, 294, 297, 356, 357, 358-359, 364-361, 388, 389, 396, 397, 409, 413, 414, 418, 419, 517, 552, 556, 570, 574, 575, 582, 584, 585, 588, 589, 591, 602, 653, 654, 658, 668, 681, 695, 716, 735, 740-749, 818-826, 832, 842, 844, 845,870, 871, 877, 823-831, 1194, 1384.

Шишонко. Пермская летопись, Пермь, 1884. т.III, стр. 770, 771, 802, 803; т. IV, 139, 404. Дмитриев. Пермская старина. Пермь. 1897. т. VII, стр. 68, 104. Дворцовые разряды. Спб. 1851. т. II, стр. 42, 152, 695; Спб. 1852, т. III, стр. 108, 109; Спб. 1855. т. IV, стр. 1005. Материалы для истории и статистики Симбирской губернии, Симб. 1866, Вып. II, стр. 4-5.

В XVIII в. кряшенские дети учились в архиерейских школах г.Казани и Н.Новгорода, а также в цифирных школах. С 1747 г. они обучались в Казанской Jеодоровской новокрещенской школе, а с 1755 г.-в Казанских новокрещенских школах.

П. С. З. Т. IV, # 2189, стр. 401; # 2308, стр. 581; Опис. док. и дел Св. Синода т. I, #157, стр. 146-147, прил. # XVI, стр. СХХIII-СХХVII. Пекарский. Наука и литература при Петре Великом, Спб. 1862 г. т. I,стр. 119. Проф. Знаменский. Духовные школы в России до реформы 1808 г., стр. 167. П. С. З. Т. XI, # 82.36, стр. 246-256.

В 1733 г. Гмелин посетил Зилантовскую школу, где наряду с другими народностями учились и кряшенские дети. Изучалась русская речь, основания христианской религии, латинский язык и философия. Им велено, кроме часов, когда они учатся, все время говорить на их собственном языке.

Gmelins. Reise durch Gibirien ,th. I, Gottingen, 1751, s. 72.

В 1767г. новокрещенские школы посетила Императрица Екатерина II. Школьники говорили ей речи на своих языках. Школьник из крящен говорил на русском и на кряшенском языке.

Крящен произнес от лица всей школы стихи.

Еслиб природа была согласная с нами!

Кто с тысящею устен, мыж сердец со тмами

Удвоилиб радость здесь, нашу нам отменну;

Что множилась день от дне, в сердце сокровенну,

Благодарноб наше днесь щастье возвышали

Все орды последния! А кому предстали?

Пред тую, котора нам милость умножала,

Ордам школ не отрешать, сама предписала.

О щастливыя орды! видевше такую,

Кая движет в реч язык чрез себя самую?

Но наши не способные на речи языки;

Однак вы Черемиса, Чуваша, Вотяки,

Мы Татара своим же теперь разговором,

Сколько можно, скажем все всем нашим собором

Ибо сладко и приятно реч детскую нагу

Матерний слух и горящий дух приемлет как благу.

Стихи произнесенные по татарски.

Рахимне падьша хазрятляри! барча земагатляр ичюнь, синь каярасен (кайгырасын), безь курябез, узенgне узенg кызганмаинче, кюп" жюпь иерлярга юрисин, карап юрисин кшенинg ниреушле турганнаган. Аней сень безнеке рахимне; сень куштын безне мякденнын ниреушле икяннеgан, без укап белдек деннын ниреушен Синин рахиминда, анан ичюнь санgа Тянgире джарлакасин.

По русски.

Всемилостивейшая Государыня! мы видим, что Ваше Величество о всех верноподданных своих печетесь; ибо не щадя своего здравия, дальные краи своей земли посещать не оставляете, дабы сим способом подлинно узнать, каково живут во всех местах всякого чина державы Вашей люди. По сему Ваше Величество сердобольною о чадех своих мы признаем Материю; а понеже и науки здесь для нас Вы же утвердили с такою надеждою, что свет учения просветит темноту ума нашего, и истинную покажет нам веру. Того для ныне получив щастие предстать Вашему лицезрению, свидетельствуем к Вам усердие наше Владыко всех, даруй сей Монархине нашей здравие на многия лета.

И как благодарности нам не воздавати

Тебе, о Монархиня! щедрая всех Мати;

Ты сих орд свободила разных недумений,

Науча право вере, и от заблуждений,

А каких, с себя начну; родом я Татарин,

Всем скажу, скажу нечтось от Ординских тайн

Мы чли Махмета с зятем ево и Алкоран,

Хосана, Гусенна да праздник наш Сабан.

Абубекира, Умера и Абупакрина,

Талхана, Маиеа, Зента, Садукина,

Зупинра, Аделляна, Ужмана и Зита;

Их единомысленник, Ресулла, Саита.

Жен их Зядизе, Аисе, скажу не обману,

Зеннеп, и Инкельфиму, и доч их Фатману.

Они нас проклятые лестью обольстили,

Дав закон свинской, в раюж девок насулили.

И прельщали нас татар плотской красотою:

Что мы все их бредни чли истинной самою.

А у черемис были таки забобоны,

Вера в Галку, в Судока, в мечтательны соны.

Вотяки огонь, воду Богом почитали,

В древах, а больше в липе, евож признавали.

Но не только еще: эх миленьки Чуваша!

Об вас было забыл я, что то Бог был ваша;

Вы из изб лутошками Шайтана гоняли,

А в креметях и рощах ево почитали.

Отселе увидивше забобоиы дедни,

Кленем, да исчезнут все наши прежни бредни.

Алкоран буд весь издран, всяка мечеть чазни;

Алей стони, Мизгить тони, пропадите блазни;

Згинь стара вера, что вся была басни,

Сабан грох, Ачабры (?) ох, бог огонь загасни.

И наш Бейрям в Сабане, что скакал высоко,

Спряни, спряни с К урманом в адов ров глубоко.

Не мешайте спасаться упрямым Татарам,

Зане нет общения Христу с Велиаром,

Все орды в невежестве, кон замерзели,

И глупости досель справить не умели,

Свои не просвещенны отворите очи,

Сложите вы завесу мрачные с них ночи.

Дар милости хранит сам Бог в Екатерине,

Познайте Ея щедрость в нас матерню ныне,

Она как и предки, нам школу утвердила,

И тем помраченный наш род весь просветила.

Ея шедростию мы так точно об'яты,

Как странную здесь душу осенил распяты.

Но нам все сказать Тебе словом неудобно:

Милость из сего Твоя к нам зрится свободно.

Приими убо сие, приими всех нас Мати!

И не престай милостью как сей осенятн.

Мы ж Тебе Монархиня обще все вещаем:

Здрава будь с Наследником, и искренно желаем.

Ильминский. Опыты переложения. Казань, 1883. Стр. 341, 344-347.

1767 г. В комиссию по составлению проекта нового уложения был послан следующий наказ:

Наказ Свияжской провинции из старослужилых и вновь приписных, також и ясашных татар от новокрещенных.

По силе манифеста Ея Императорского Величества, состоявшегося прошлого 1766 года декабря 14 дня, и приложенного при оном уездным обывателям обряда повелено выбирать всякого звания людям для сочинения проекта нового уложения депутата, в которого от уездных Свияжской провинции поверенных и выбран Свияжского уезда Аринской волости деревни Атяковы из чуваш новокрещен Яким Иванов Ищут, и велено оному дать о наших нуждах челобитье и представление. В силе чего мы, Свияжского уезда из старослужилых и вновь приписных, також и ясашных татар новокрещены выбранные, в силу ж того обряда от разных оного уезда сотень и волостей в поверенные, отдаем предписанному депутату все нижеписанныя наши нужды и недостатки, которые он, где надлежит, представить должен.

А именно:

Как в данном ему Ишуту Свияжского - уезда от ясашных из чуваш новокрещен, выбранных в силе того-ж обряда от разных оного уезда волостей в поверенные, наставлении написано поступать; и для нас по тому-ж наставлению, кроме одного 17 пункта, для того что в том пункте написано о живущих в степных местах не имеющих лесов о дозволении в'ездом в лесныя дачи; но у оных против лесных угодий со излншенством имеется пахотной земли и сенных покосов. И тем они против тех, у кого есть лесныя дачи, уравнены; а живущие по близости лесов исправляются в податях от тех лесов.

Сверх того, еще приписуем.

1. Мы нижеименованные в прошлых многих годах, в бытность нашу в иноверчестве, за восприявших святое крещение платили по пятидесяти копеек и более в год с души, а по крещении нашем на одну наличную мужеска пола душу. Умерших в иноверчестве оставшие иноверцы, назвав свойственниками нашими, писали к нам души по две и по три пустовых умерших, за коих помянутый трехлетней лготы платеж весь нами имелся до нынешней третей ревизии, отчего пришли во всеконечную скудость. По указу-ж Ея Императорского Величества, состоявшемуся в 760 году октября 12 дня, с состоящих по второй ревизии государственных черносошных и протчих крестьян и иноверцов некрещеных, тако-ж и крещеных, с коих, по прошествии за крещением трехлетней лготы, к платежу равного с государственными крестьянами оклада следует во уравнение против дворцовых, синодалных и помещичьих крестьян положить по шестидесяти копеек в год с души, и сбор начать с 761 года. По которому указу мы нижайшие со оного времени тот положенный оклад и платим. Того ради не повелено-ль будет, за платеж нами во многих прошлых годах, будучи в иноверчестве, за новокрещен денег, також и за написанных к нам чужих пустовых умерших иноверческих душ, оныя шестигривенныя деньгис нас сложить. В том же 760 года указе напечатано, что в оный шестигривенный оклад положить кроме однодворцев и приписанных к Адмиралтейству иноверцев, тако-ж Сибирской губернии тех дистриктов, с которых в 759 году со ста по десяти душ для защищения границ выбраны, и действительно в службу употребляются. Но оные и до днесь в тех службах не находились, и тако они остались против нас платежом легче. И если из нас, из служилых татар новокрещен, такоже наряд последует, то к тому наряду и мы в готовности быть имеем. Токмо жалованныя прадедам, дедам и отцам нашим земли, сенные покосы и протчия угодья, також и дворовыя усадьбы от нас владением не отошли и оныя земли, сеяные покосы, тож и дворовыя усадьбы повелено-бы было нам продавать или такия-же угодья вновь нами покупать. Еще-ж, кто возможность имеет и людей купить, и паче чаяния ежели желание будет продать тех, и оное також было указано.

2. В жительствах наших имеются некрещенные отцы и матери наши и малолетныя братья, також и дети, коих мы огцов и матерей за старостью, братьев и детей за малолетством содержим в домах наших на своем пропитании. И не повелено-ль будет за теми их неможностьми, за неимением своего пропитания, от нас, а нас от них не отлучать; а повелено-б было жить по прежнему в обществе в тех-же жительствах. Того ради, как малолетные наши братья и дети придут в возраст, то и они при старости нас также пропитанием содержать будут. А если от нас отцов, матерей, братьев и детей отлучить, то может последовать со обеих сторон разорение. Отцы и матери наши за старостью могут находиться по миру, а братья и дети, скитаясь между двор, претерпеть могут нужды, и от такого терпения нужд, какое их желание будет питать нас в старости нашей?

3. Из нас-же у некоторых из служилых и татар новокрещен имеются пахотный земли и сенные покосы оброчныя, а безоброчных не имеется, и со оных земель и покосов оброчныя деньги против других платят излишество, с тягостью, ибо и подушныя деньги и протчия государственныя подати по тому-ж платят. Того ради не повелено-ль будет с тех оброчных земель и сенных покосов оброчныя деньги сложить, а только взыскивать против протчих подушные и протчие доходы за владение оных дачь.

4. От приходских наших сел селения наши состоят по нескольку верст во отдаленности и вешним временем за разлитием половод принужденными находимся за священниками в случающихся потребах ездить во окружности верст по двадцати и более. Паче-ж с случающимися в то вешнее время усопшими много несем во отвозе их к церкви трудности и такое имеем опасение, чтоб вовсе, по причине у нас безлодочно, усопшего не потерять. Того ради повелено-б было для погребения оных усопших иметь нам в жительствах наших часовни. И если оныя построить дозволено будет, то мы быть можем в покое.

5. Приходские-ж наши священники, по незнанию нашему, какая потреба платою чего стоить имеет, берут с нас во взяток, как денежное, так хлебное и пажитное имение в тягость нам. А мы по тому незнанию нашему в том и спорить с ними не можем, и отдаемся в их волю. Того ради не повелено-ль будет их содержать на государственном жалованьи, а только-б им для посева хлеба отводить землю.

6. К тому-ж, как мы нижайшие, так и те наши семейства по привычке нашей одежду носим по прежнему; ибо если нам и семейству нашему носить одежду русских людей, то по незнанию нашему русского постава в шитье несколько перепорчено быть может. А если оную одежду отдавать для шитья русским людям из платы, то по бедности нашей напрасно убыток понесть можем. Того ради повелено-б было носить, как нам, так и семейству нашему по прежнему обыкновению одежду тоже. Наказ подписан по пунктам по доверенности вместо вновь приписных и ясашных новокрещен.

Сбор. рус. ист. общ. т. 11 5, стр. 403-406.

В 13 засед. 27 авг. 1767 г. прочитан был наказ, данный от новокрещенцев (мирских людей) разных дорог Уфимского уезда Ивану Андрееву, по татарски Бакаю. В нем они представляли: 1) вновь наложенный с них подушный оклад по 60 коп. с них снять и оставить при прежнем окладе, состоявшем из рубля 10 копеек; 2) что в участке, отведенном под их селения, пахотной земли и сенных покосов, а также и лесу для дров и бревен у них весьма недостаточно; хотя они имеют купленныя ими и взятыя на оброк у Башкирцев земли, но также в малом количестве; 3) чтобы за продаваемых ими по уезду доморощенных лошадей, конские сборщики не брали с них пошлин, кроме как в городах на торжках и ярмарках; 4) чтобы проезжающие чрез их селения штаб и обер-офицеры и прочия разных чинов лица, безвинно их не били, подвод не брали и не требовали харчей и конского корму безденежно; 5) чтобы соседние с ними Башкирцы, которые продали им свои земли или отдали их из найма, не брали с них, сверх договорной платы, еще по 25 коп. с двора, и не делали им притеснений в пользовании пашенною и сенокосною землею и лесными угодиями; равным образом не принуждали бы их делать мосты на своих землях; 6) чтобы к их селениям, не приписывали вновь крестившихся, а причисляли их на вновь отведенныя земли, от них особо, 7) чтобы привозимое ими в город по наряду от присутственных мест сено покупалось у них по вольной, а не по принудительной цене; 8) чтобы живущие около них смежники, засеянныя поля свои огораживали надежными пряслами; в противном же случае, если произойдет потрава от скота не подвергали бы их взысканиям; 9) чтобы уличенные из их же среды в воровстве, молодые и здоровые отдавались в солдаты; а негодные ссылались с семьями их в украйные города на поселение, с исключением тех и других из подушного с их селений оклада. Некоторые из новокрещенцев поселились по особому договору на землях заводчиков Твердышева и Мясникова; но как эти последние стараются притеснять их излишнею работою, в противность заключенного договора, то помянутые новокрещенцы, опасаясь, чтобы Твердышев и Мясников не укрепили их себе в крестьянство, просят об отводе им других земельных угодий из свободных башкирских земель и о дозволении им на них переселяться. Подобную же просьбу о переселении на другую землю заявили новокрещенцы, живущие в Нагайбацкой крепости. Жители деревень Нагаевой и Ватикеевой написали от себя особое ходатайство о прибавке им земельных угодий. Все же вообще ко всему вышеизложенному присовокупили просьбу о дозволении им производить повсеместно торговлю всякими товарами.

Четырнадцатое заседание, 28 августа 1767 г.

На наказ, данный Уфимского уезда разных дорог от мирских людей депутату Ивану Андрееву, по татарски Бакаю, поданы были следующие голоса.

Депутат от города Масальска Василий Богданов представил, что в этом наказе не справедливо сказано, будто бы, кроме городов, с продажи лошадей по уездам пошлин брать не положено; по его мнению; сей сбор должно производить как в городах, так и в уездах.

Депутат Уфимской провинции от казацких войск Прокофий Бурцов полагал, что по некоторым обстоятельствам на отведенной Нагайбацким и Бакалинским казакам земле, подле озера Акаевского, неудобно не только дозволить новокрещенным селиться, но и оставлять их в тех местах, где они теперь жительство имеют, а следовало бы перевести их к таковым же их братьям, где есть излишние земли для хлебопашества, или же переселить их на лежащия в Уфимском уезде впусте земли, где они, по отводе им угодий, со взысканием в казну четвертой пошлины, будут платить подать.

Депутат Путивльской от дворянства Степан Сагорев представил, что делать сбавку из платимой ими государственной подати и переселять их не надлежит, а должно удостовериться, не приписаны ли они к каким либо тамошним местам. Прошение же их о защищении от обид, причиняемых им от проезжающих, справедливо.

Депутат города Симбирска Аjанасий Ларионов в мнении своем изложил, что поселившихся добровольно новокрещенцев на заводской земле Твердышева и Мясникова, должно переселить на другое место, но не прежде, как по надлежащем удостоверении, что эти новокрещены не забрали в вперед денег, следующих им за работу; и если это предположение окажется действительным, то не дозволять им переселяться, пока они не заработают сполна забранных ими денег; что же касается до просьбы их о дозволении им торговать всякими товарами и во всех местах, то кажется, что такое их желание простирается далее, чем классу их свойственно, и по этому несогласно с данным от Ея Императорского Величества Наказом.

Депутат от Башкирского народа, Оренбургской губернии, Токтамыш Ишбулатов, представил, чтобы новокрещенцам не дозволять селиться на земли Башкирцев, потому что они и сами имеют оной мало, а только позволить им взять под себя описанный близ Оренбурга и впусте лежащия земли.

Депутат главного магистрата Николай Дурасов сделал возражение на мнение депутата города Симбирска Аjанасия Ларионова, касательно переселения живущих на землях заводчиков Твердышева Мясникова новокрещенцев. Он об'яснил, что ему довольно известно, что некоторые заводчики, каковы и упоминаемые здесь, обязывают приходящих к ним для работы на заводы крестьян на год или больше, давая им вперед деньги, сверх того, кормя их своею пищею, снабжая одеждою и обувью по неумеренным ценам, приводят их в такой неоплатный долг, который они и во всю жизнь заработать не могут. От сего не токмо новокрешенцы, но и помещичьи крестьяне претерпевают крайнюю нужду и бедность и сами помещики их лишаются. По этому он полагал бы, что частной комиссии, до которой это будет относиться, надлежит изыскать средства, дабы такое вредное для общества действие заводчиков прекратить, и чтобы они приходящих к ним в работу крестьян, задатками нетокмо себе вечно, но и временно, вперед не обязывали.

Депутат Обоянской от дворянства Михаил Глазов об'явил, что, на поданный голос депутата от однодворцев Елецкого уезда Михаила Давыдова против мнений депутатов от дворянства Еjремовского Jедора Безгина, Ливенского Егора Оjросимова, он подаст возражение в будущее собрание.

В это же заседание прочитаны два наказа: один, данный от жителей Арской и Нагайской дорог, Казанского уезда, депутату старокрещенцу Ивану Алексееву, а другой, Казанского же уезда Нагайской, Арской и Алатской дорог от содержащих ландмилицию, данный депутату Аjанасью Танбовцеву. Ходатайства, изложенныя в семи статьях первого из этих наказов, совершенно сходны с заявлениями, представленными от подобных им инородцев, обитавших в той же местности. Так в ст. 1-й и 2-й они упоминали о наложенном на них вновь шестидесятикопеечном подушном окладе, и о находящихся между ними дряхлых, увечных, сиротах и малолетных, которые не в состоянии платить за себя подати. Это самое изложено в 1-й ст. наказа от ясачных крестьян Казанского уезда и в 1-й и 2-й статьях наказа от государственных крестьян Уфимской провинции. В ст. 3-й они просили, чтобы к их селениям не приписывали вновь обращаемых в христианство инородцев. Об этом же домогались и новокрешенцы из татар Уфимского уезда. В ст. 4-й и 5-й они представляли, что платят оброк с находящихся в бездействии мельниц и не имеют для своих потребностей лесных угодий. Тоже самое было предметом жалобы ясачных крестьян Казанского уезда и некоторых других. В ст. 6-й они ходатайствовали о дозволении им производить по ярмаркам мелочной торг своими изделиями. Ст. 7-я о необходимости вести им суд по форме, сходна дословно с такою же просьбою, написанною в наказе Казанских ясачных крестьян и новокрещенцев из мордвы, Казанского уезда, Нагайской и Зюрейской дорог. Сборник рус. ист. общ. т. IV, стр. 104-107.

В XIX в. Кряшены несут повинности, одинаковые с другими народностями.

Н. В. Никольский. Конспект по истории народностей Поволжья. К. 1909. стр. 71-75.

В 1860 х годах среди кряшен впервые применяются новые методы по просвещению; сущность новой школы заключается в том, что она в основу обучения берет родной язык учащихся, не стесняет себя программами и правилами. В Казани возникла центральная крещено-татарская[кряшенская] школа, ставшая типичной для школ среди других народностей. Благодаря новой школе у кряшен появилась интеллигенция.

Ильминский. Казанская центральная крещено - татарская [кряшенская] школа.

Казань 1887.

У крящен появилась собственная книжная литература, насчитывающая свыше 200 названий самого разнообразного содержания.

Помимо общих постановлений, которые были приняты народностью кряшен на с'езде мелких нар. Поволжья (см. протоколы 1917 г. мая 15-22), у кряшен были свои с'езды 20 мая 1917 г. и 25 мая 1918 года.

В общих чертах постановления кряшен сводятся к следующему.

1. Не сливаться с татарами-мусульманами в религиозном отношении, допуская совместную работу общекультурного характера.

2. Крящен разбросаны по всему Поволжью; стремиться к об'единению народности в смысле идейном и, по возможности, территориальному, напр., переселяться в места, населенные крященами же.

3. Религиозное единение должно достигаться чрез собственный епископат, а общекультурное-чрез с'езды. культурно-просветительные союзы и общества, чрез литературу, газеты, журналы, книги по всем отраслям знания.

4. Казанская центральная крещено-татарская[кряшенская] школа должна служить культурным центром для всех кряшен; здесь должно быть сосредоточено переводчество, издательство. Соответственно с этим, и самая школа должна быть преобразована в школу повышенного типа-в кряшенскую учительскую семинарию; независимо от этого, открыть учит. сем. в Мензелинске.

5. Должны, быть открыты высшие начальные училища в след. пунктах: а) Чистоп. у. с. Вахта (Степная кондрата), б) Цивил. у. с. Молькеево, в) Лаишев. у. с. Янцевары, г) Мамад. у. с. Шеморбаши, д) Казан, у. с. Дюсьметево, е) Елабуж. у. с. Цыпья и др. местах, наиболее густо населенных крященами.

6. В Казани должно быть общее для всех мелких народностей сельско-хозяйственное училище, а в существующих начальных училищах должно быть введено преподавание сельского хозяйства.

7. Кооперативное дело является могучим орудием экономического под'ема народных масс, почему необходимо преподавание кооперации ввести не только в школах, но и во всех внешкольных учреждениях.

8. Для культурно-просветительных задач необходимо основать национальный фонд; он должен иметь своим местом-Казан. крященскую учит. семинарию.

9. В целях внешкольного образования необходимо развить сеть читалень.

10. В целях наилучшего проведения необходимых мероприятий по дошкольному, школьному, внешкольному и профессиональному образованию учредить кряшенские секции при органах, заведующих делом народного образования, а также культурно-просветительные организации.

11. В медицинских участках, населенных крященами, медицинский персонал должен знать местный язык и обычаи.

12. Та кряшенская интеллигенция, которая при прежних условиях ушла от работы среди крящен, должна вернуться для культурного труда среди сородичей, усилив собою остальную интеллигенцию.

Большая часть этих постановлений была выполнена.

Издавались след. газеты и журналы:

1. Кряшен, еженед. газета, выходила с янв., по авг. 1918 г. в Казани.

2. Дус, двухнед., в Уфе с 1916-1917 г.

3. Хабярляр, еженед., с 1918 г., в Мензелинске.

4. Иген игеyче, земледелец, двухнед. журнал, вышло # 1-4. 1918 г.

01.12.2002
 

НАВЕРХ


© Сетевой этнокультурный проект www.kryashen.ru, 2002.
Создание и поддержка - НКЦ кряшен г.Казани и Республики Татарстан.
Идея - Александра Журавского. Дизайн - Ольги Святкиной.
При полном или частичном использовании материалов ссылка на www.kryashen.ru обязательна.
Вопросы, предложения, замечания и отзывы: kryashen@yandex.ru